Культура России в начале XX векаПросвещение. В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.
  

Промышленный подъем, вызванный реформами С.Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. - 14 тыс., в 1907 г. - 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Санкт-Петербурге.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 33451

Русская культура во второй половине XIX векаОтмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность - характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России. Новым явлением второй половины XIX в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.
  

Литература. В произведениях русских писателей второй половины XIX в. так или иначе нашли отражение насущные вопросы пореформенной жизни. Несмотря на различия в происхождении, политических взглядах, отношении к религии, большинство писателей объединял художественный реализм. О чем бы они ни писали, их мысли вращались вокруг проблем, связанных с поиском смысла жизни, социальной справедливости, сочувствием к "униженным и оскорбленным”, осуждением произвола властей. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, как бы дополняя друг друга, в своих произведениях изображали жизнь человека во всем многообразии ее отношений с миром. Острая сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина, лирические стихи Ф.И. Тютчева, загадочная русская душа в рассказах и повестях Н.С. Лескова, "обломовщина” И.А. Гончарова, упадок "дворянских гнезд” И.С. Тургенева, купеческая среда в драмах А.Н. Островского, величие и трагедия человека в творениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского - все это делает русскую литературу второй половины XIX в. великой.

Отмена крепостного права, другие реформы 60—70-х гг. XIX в. привели к серьезным изменениям в социальной, экономической и политической жизни страны. Противоборство революционеров и самодержавия оказывало определенное влияние на литературу и искусство. Социальная заостренность - характерная черта многих произведений литературы, драматургии, живописи пореформенного времени, порой с фотографической точностью отражавших те драматические события, которые происходили в России. Новым явлением второй половины XIX в. было широкое вхождение в литературу и искусство разночинцев. Эти люди из разных слоев общества, часто из низов, пытались передать в творчестве свой горький жизненный опыт.

 

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 24371

Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине XIX в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем новым, что естественно вырастало из потребностей страны, а с другой - западным влиянием. Следует также отметить, что большое воздействие на рост национального самосознания, русскую культуру оказала Отечественная война 1812 года.
  

Просвещение и наука. В области развития просвещения важнейшим событие стало учреждение Министерства просвещения (1802). Факт его появления свидетельствовал о внимании власти к вопросам образования. В 1804 г. проводится реформа среднего и высшего образования. Основной формой среднего образования становится гимназия. Наряду с Московским в первой четверти XIX в. основаны университеты в Санкт-Петербурге, Казани, Вильне, Дерпте. По уровню преподавания и образовательным программам им мало уступали лицеи (Царскосельский, Ришельевский, Демидовский, Нежинский). Создаются учебные округа, в которых университеты были поставлены во главе всех средних и низших учебных заведений. В области научных знаний наряду с накоплением фактов интенсивно начинают развиваться естественные науки. Н.И. Лобачевский создал новую систему так называемой неевклидовой геометрии. Открытия физиков В.В. Петрова, Э.Х. Ленца, Б.С. Якоби обогатили знания в области тепловой и электрической энергии, создав условия для их практического применения. Основание в 1839 г. Пулковской обсерватории стало значительной вехой не только для русской, но и для мировой астрономии. В начале века впервые в русской истории состоялась первая кругосветная экспедиция под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русские мореплаватели Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев в 1821 г. открыли шестую часть света - Антарктиду. 

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 13076

 

Большая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины П. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в России монарха со столь широкими духовными запросами и интересами. Никогда личные пристрастия монарха не совпадали так удачно с потребностями культурного развития страны.
  

Развитию культуры и искусства во второй половине XVIII в. способствовали также изменения в быту дворянства после 1762 г. (указ об отмене обязательной службы дворян), позволившие значительной части дворянства проживать в своих имениях и иметь больше свободного времени для их обустройства. За короткое время вся Россия была застроена усадьбами с парками и классической архитектурой. Загородные дома знати превратились в настоящие дворцы. Останкино, Архангельское, Кусково стали настоящими центрами культуры. В зависимости от вкусов, средств и образования помещиков в таких усадьбах возникали театры, оркестры, картинные галереи. В свою очередь, дворцы столичной знати послужили для поместного дворянства примером для подражания. В интерьерах “дворянских гнезд” непременными атрибутами становятся живопись, скульптура, фарфор, библиотеки.
  

Следует отметить, что в абсолютистском государстве важное значение имели личные вкусы и увлечения монарха. Екатерина была для своего времени весьма образованной женщиной, с широкими культурными интересами. Увлечения императрицы, придворных кругов стимулировали развитие русской литературы, живописи, архитектуры, театра.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 20522

Процесс обмирщения культуры, начавшийся в предыдущем столетии, в течение первой половины XVIII в. приводит к преобладанию светского начала, разрыву с традициями изоляционизма, характерными для предшествующего времени. Решающее значение для этого процесса имели петровские преобразования, которые привели к созданию новой светской культуры, затронувшей главным образом верхушку общества.
  

Просвещение и наука. Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в. Однако государственная политика в отношении школы стала проводиться только в годы петровских реформ, когда появилась острая необходимость в большом количестве образованных и просто грамотных людей. Первая государственная школа была открыта в Москве в 1701 г. (Навигацкая школа). Позднее в провинции возникает сеть так называемых “цифирных” школ, в которых давались основы грамматики и арифметики. Для подготовки грамотных людей разных сословий были созданы гарнизонные, русские, горнозаводские, епархиальные школы. Возникали они без определенного плана и, как правило, были недолговечны (за исключением горнозаводских школ).
  

Перед школой в Петровскую эпоху стояли главным образом узкопрофессиональные задачи. В это время еще не задумывались о необходимости общеобразовательного обучения. Учеба в школе рассматривалась как государственная повинность со всеми вытекающими отсюда последствиями (денежным содержанием и наказанием за уклонение от учебы). Большое число дворян было отправлено на учебу за границу.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 16350

В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза и заставляла Англию искать сближения с Россией. В правящих кругах России по вопросам внешней политики сложились две группировки - прогерманская и проанглииская. Николай II проявлял нерешительность. В конечном счете он поддержал линию на сближение с Англией, чему в немалой степени способствовало влияние Франции - союзницы и главного кредитора России, а также притязания Германии на польские и прибалтийские земли. В феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции России с Англией, разграничивавшие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности, по сути, завершили оформление военно-политического блока стран Тройственного согласия (Антанты) - Франции, Англии, России. Вместе с тем Россия не желала обострения отношений с Германией. В июле 1907 г. состоялась встреча Николая и Вильгельма, на которой было решено сохранить статус-кво на Балтийском море. В 1910 г. на очередной встрече была достигнута устная договоренность о том, что Россия не будет поддерживать антигерманские выступления Англии, а Германия - антироссийские шаги Австро-Венгрии. В 1911 г. был подписан русско-германский договор о разграничении сфер влияния в Турции и Иране. Балканские войны (1912-1913) обострили противоречия между Тройственным союзом и Антантой, которые вели борьбу за союзников на Балканском полуострове. Антанта поддерживала Сербию, Грецию, Черногорию и Румынию, австро-германский блок - Турцию и Болгарию. Особенно обострились отношения между Сербией и Австро-Венгрией. Первую поддерживала Россия, вторую - Германия.
  

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 5158

Глубинными причинами революции были нерешенность аграрного вопроса, отсутствие действенного рабочего законодательства, наличие самодержавия и национальный вопрос. Тому, что революция началась именно в 1905 г., способствовали также неудачи российской армии и флота в русско-японской войне. Непосредственным поводом к началу революции стал расстрел 9 января 1905 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге мирной манифестации рабочих, которые намеревались подать царю петицию со своими требованиями.
  

Необходимо отметить, что с января по декабрь 1905 г. революция шла по нарастающей. Революционное движение развивалось по трем направлениям, соответствующим социальной структуре российского общества: 1) выступления рабочих, 2) крестьянские и солдатские бунты, 3) оппозиционная деятельность либеральной интеллигенции (см. “Булыгинская дума”).
  

Выступления рабочего класса связаны с забастовками в мае - июне 1905 г., с деятельностью Советов рабочих депутатов (см. Советы) в Иваново-Вознесенске, Москве и Санкт-Петербурге, с Всероссийской октябрьской политической стачкой, а также с вооруженным восстанием в Москве в декабре 1905 г.
  

Революционные волнения в крестьянской среде представляли собой стихийные бунты. В период наибольшей активности крестьянских выступлений состоялся I Всероссийский крестьянский съезд (июль 1905 г.). На нем делегаты требовали отмены выкупных платежей и ликвидации помещичьего землевладения. Отмена выкупных платежей, карательные акции правительства, частичное удовлетворение крестьянских требований о разрешении выхода с землей из общины - все это привело к спаду крестьянского движения.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 17587

В 1897 г. в России была проведена полная перепись населения: зарегистрировано 129 млн человек, 13 % которых составляли горожане. К началу XX в., оставаясь аграрной страной, Россия заметно продвинулась в своем промышленном развитии. Российскую индустриализацию связывают с реформами С.Ю. Витте, который занимал пост министра финансов, а с 1905 г. стал председателем Совета министров. Придерживаясь западной ориентации, С.Ю. Витте провел комплекс мероприятий, которые способствовали интеграции российского хозяйства в европейскую экономику, а также модернизировал промышленность. 


В 1897 г. была осуществлена денежная реформа. Единое золотое обеспечение рубля сделало его конвертируемым, превратив в устойчивую европейскую валюту. Это привлекло в российскую экономику иностранный капитал, а вместе с ним и новые промышленные технологии. Активизировалась деятельность российских банков как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
  

Для создания бездефицитного бюджета и увеличения капиталовложений в промышленность проводилась жесткая налоговая политика. С этой же целью была введена государственная монополия на продажу водки.
  

Появившиеся у правительства денежные средства использовались для выделения кредитов российским предпринимателям и финансирования государственных заказов промышленности. Русские предприниматели находились под опекой правительства, которое при помощи таможенной и фискальной политики ограждало отечественные товары от иностранной конкуренции.
  

Для решения споров между рабочими и хозяевами предприятий пытались создать фабрично-заводскую инспекцию, но из-за противодействия промышленников осуществить это не удалось.орое при помощи таможенной и фискальной политики ограждало отечественные товары от иностранной конкуренции.

 

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 35107

В начале 50-х гг. XIX в. Россия представлялась современникам мощной в военно-политическом отношении державой. Высшие правительственные чиновники рассчитывали на якобы неограниченные военно-экономические ресурсы страны. Однако глубокий кризис крепостнической системы оказывал губительное воздействие на экономику страны и ее военный потенциал. Поражение в Крымской войне обнаружило в глазах общества несостоятельность не только политики Николая I, но и всего режима в целом.

  

Между тем убеждения нового царя Александра II (на престоле с февраля 1855 г.) не предвещали преобразований: по ряду вопросов Александр был еще большим консерватором, чем его отец. Однако ход вещей фактически заставил Александра проводить реформы. Уже через год после воцарения он произнес знаменитую фразу: “Лучше отменить крепостное право сверху, нежели дожидаться того времени, когда оно само собой начнет отменяться снизу”.
  

В 1857 г. в лучших традициях прошлого царствования очередной Секретный комитет приступил к разработке освобождения 35 % подданных империи из рабского состояния. Однако многие высшие сановники и бюрократия всячески тормозили этот проект. Тогда дворянам было предложено избрать комитеты по губерниям для обсуждения условий отмены крепостного состояния крестьян. Александр преобразовал Секретный комитет в Главный губернский комитет, придав ему гласный характер, и он стал рассматривать проекты и предложения местных комитетов дворянства. Деятельное участие в разработке крестьянской и других реформ приняли братья Д.А. и Н.А. Милютины, ЯП. Ростовцев, С.С. Ланской и др. Большую роль в проведении либеральных преобразований сыграли Великий князь Константин Николаевич и Великая княгиня Елена Павловна, оказавшие сильное влияние на императора и на сам ход реформ.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 21858

Став императором, Николай сделал из восстания декабристов соответствующие выводы: необходимы реформы общественного строя и правительственного аппарата, четкие и ясные законы, чтобы не допустить подобного впредь. Реформирование страны Николай решил провести с помощью бюрократии под своим непосредственным руководством.
  

Собственная Его Императорского Величества канцелярия при Николае превратилась в самый главный правительственный орган и была разделена на несколько отделений: I отделение представляло собой личную канцелярию царя; II должно было упорядочить законы Российской империи (“кодификация”). Эта гигантская работа была проведена под руководством М.М. Сперанского, вновь востребованного властями. В результате был создан “Свод законов Российской империи”. III отделение с Корпусом жандармов (см. Жандармерия) занялось главным образом делами политического сыска (его возглавил А.Х. Бенкендорф). Быстро стал расти бюрократический аппарат. Однако после революционных потрясений в Европе в 1830-1831 гг. Николай отказался от дальнейших реформ, сосредоточившись в основном на охране существующих порядков.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 15532