Неприязнь между Екатериной и Павлом заставляла Александра лавировать между бабкой и отцом, сделала его характер скрытным и лицемерным. Насильственная смерть и деда, Петра III, и отца, Павла I, также наложила отпечаток на его характер, сделав Александра в последние годы жизни мрачным мистиком. Однако воспитанный на идеях Просвещения швейцарцем Ф. Лагарпом, республиканцем по убеждениям, Александр в первые годы царствования был настроен на проведение широких реформ. Планы преобразований рассматривались в кругу его ближайших друзей (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский), в так называемом Негласном комитете. В центре внимания молодых реформаторов стояли вопросы государственного управления и крестьянской реформы.

  

Из этих планов суждено было увидеть свет в виде царских указов только двум. В 1802 г. устаревшие петровские коллегии заменили министерствами, построенными на принципах единоначалия.
  

Что касается крестьянского вопроса, то члены Негласного комитета не отважились идти на какие-либо решительные меры. Все ограничилось изданием в 1803 г. указа “О вольных хлебопашцах” (см. “Вольные хлебопашцы”), который наделил помещиков правом отпускать крестьян на волю с земельным наделом за выкуп по обоюдному соглашению. Однако крестьян, сумевших выкупиться на волю на таких условиях, было немного.
  

Дальнейшие планы реформирования страны связаны с именем М.М. Сперанского. Александр поручил ему выработать общий план государственного преобразования, который в основном был подготовлен к осени 1809 г. и предусматривал разделение властей на судебную, исполнительную и административную. Законопроект предполагал создание Государственной думы - некоего подобия парламента, а также местных органов самоуправления. Для согласования действий высших органов власти предусматривалось учредить Государственный совет.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 4793

Вторую половину XVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.
  

Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового переворота. Причем воцарилась она при двух живых императорах - Иване Антоновиче (заключенном в Шлиссельбургскую крепость) и Петре III (ее муже, спустя неделю после переворота убитом в Ропше). Чтобы разобраться в этих событиях, необходимо вернуться в царствование Елизаветы Петровны.
  

Еще в 1742 г. Елизавета объявила своего племянника, внука Петра I, герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петера Ульриха, наследником русского престола. Вскоре состоялась его свадьба с принцессой Софьей Ангальт-Цербстской. Невеста приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. После смерти Елизаветы в декабре 1761 г. ее племянник вступил на престол под именем Петра Федоровича (Петр III).

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 34628

Дворцовые перевороты были связаны главным образом с тремя моментами. Во-первых, указ о наследии престола 1722 г. предоставлял монарху право назначать наследника, и при каждом новом царствовании возникал вопрос о преемнике престола. Во-вторых, переворотам способствовала незрелость русского общества, явившаяся следствием петровских реформ. В-третьих, после смерти Петра ни один дворцовый переворот не обошелся без вмешательства гвардии. Она была военной и политической силой, наиболее близко стоявшей к власти, четко осознававшей свои интересы при том или ином перевороте. Объясняется это составом гвардейских полков - в них входили в основном дворяне, поэтому гвардия отражала интересы значительной части своего сословия. С усилением политической роли дворянства росли и их привилегии (в этом немалая роль принадлежит дворцовым переворотам).
  

Петр умер (январь 1725 г.), не оставив завещания. Под давлением гвардии и А. Д. Меншикова Сенат сделал императрицей жену Петра, Екатерину Алексеевну. В годы ее краткого царствования Меншиков приобрел огромную власть, став фактическим правителем государства. Это вызвало сильное недовольство группы правящей верхушки и старого боярства, которое удержалось у власти при Петре. В результате компромисса в феврале 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет, в который вошли представители старой и новой знати. Он стал высшим органом государственного управления, лишив Сенат прежнего значения.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 10084

 

Петр был четырнадцатым ребенком в большой семье царя Алексея Михайловича. Ему было три с половиной года, когда умер его отец и на престол вступил его сводный старший брат Федор, сын первой жены царя Алексея, М.И. Милославской.

 

Еще при жизни Алексея Михайловича возникла сильная неприязнь между родственниками новой жены царя Нарышкиными и родственниками его первой жены - Милославскими. Причем боярство разделилось: одни поддерживали Нарышкиных, другие - Милославских.

После смерти болезненного и бездетного Федора Алексеевича (1682) встал вопрос: кому быть новым царем - старшему, 15-летнему, но слабоумному и больному Ивану (второму сыну царя Алексея от брака с Милославской) или малолетнему, но здоровому и смышленому Петру. Большинство бояр и патриарх Иоаким поддержали кандидатуру Петра.

Милославские, родственники царевича Ивана, как будто бездействовали, но с избранием на царство Петра не смирились. Особенно активна была царевна Софья (старшая сводная сестра Петра). Умная, энергичная и честолюбивая Софья и ее окружение стали подстрекать стрельцов против Нарышкиных, стремились устранить приверженцев Петра и возвести на престол инфантильного Ивана.


 

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 6326

Александр II Первенец великокняжеской семьи, Николая Павловича и Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 г. в Московском Кремле. Наследником престола Александр Николаевич был объявлен высочайшим манифестом 12 декабря 1925 г.

Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. Наставником цесаревича был Жуковский В.А., воспитателем – Медер К.К., среди учителей – генерал Ушаков П.П. (главный воспитатель), Сперанский М.М. (законодательство), Арсеньев К.И. (статистика, история), Конкрин Е.Ф. (финансы), Брунов Ф.И. (внешняя политика). В результате наследник престола получил довольно разностороннее образование. Особое внимание уделялось истории. Сам ученик тоже выделял историю среди других предметов, любил ее.

Хорошо знал Александр такие предметы, как русский язык, география, этнография, логика, философия, математика, естествознание, физика, минералогия, геология. Свободно говорил на французском, немецком, английском, польском языках.
В отдельную группу выделялись предметы, и занятия неправленые на развитие природных дарований: рисование, музыка, гимнастика, фехтование, плавание и другие виды спорта, танцы, ручная работа, чтение, декламация.

Домашние занятия дополнялись образовательными поездками. Император Николай систематически знакомил сына с разными отраслями государственного управления и даже поручал ему общее руководство делами на время своих отъездов из столицы. В течение десяти лет наследник престола был ближайшим помощником своего отца и свидетелем всей его правительственной работы.

Воспитательные усилия Николая были направлены также на внушение наследнику идеи незыблемости самодержавия в России. Характерен один из таких ''уроков'', данный Александру в связи с известием, что французский король Карл Х отрекся от престола в страхе перед революцией. Николай I сказал по этому поводу: '' Сын мой! Глава монархического правительства теряет и позорит себя, уступив и на один день шаг восстанию! Его обязанность поддерживать силою права свои и предшественников. Его долг пасть, если суждено, но на ступенях трона''.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 3090