Культура России XVII векаВ русской культуре этого столетия прослеживаются черты перехода от Средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода - заметное обмирщение. Этот процесс охватил все сферы культурной жизни. На развитие культуры также оказали влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими народами и странами.
 

Просвещение и научные знания. В XVII в. заметно возрастает число грамотных людей. По-прежнему широко были распространены рукописные книги. Даже первая в России газета (предназначена она была для царя и называлась "Куранты”) была рукописной. Она состояла в основном из иностранных новостей. Вместе с тем распространялась и печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. В начале 70-х годов в Москве открывалась первая книжная лавка. Книгопечатание способствовало увеличению тиражей учебников по грамматике, арифметике. Особенно популярными были букварь ("Азбука”) Василия Бурцева, а в конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина. Для учебных целей выпускались "Псалтыри” и "Часословы”. Все более насущной становилась потребность в учебных заведениях. Появляются школы при монастырях, даже при Печатном дворе. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинская академия, в которой обучали грамматике, риторике, философии, а также богословию. Выпускники становились священниками или чиновниками. Научных знаний в это время в России еще не было. В основном ценились практические знания. Например, "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки” давал практические знания по геометрии, механике, физике, химии. Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте иностранной медицины. Аптекарский приказ ведал подготовкой врачей и фармацевтов. Только в XVII столетии Россия познакомилась с гелиоцентрической системой Коперника, появились переводные книги по географии, природоведению. Географические знания того времени воплотились в географических картах. В Разрядном приказе была изготовлена "Книга Большого чертежа”, а в Новгороде создан "Чертеж городам русским и шведским до Варяжского моря”. Географические сведения накапливались в связи с освоением Сибири. В конце века С. Ремизов создает "Чертежную книгу Сибири”.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 8630

Разные формы социального и правового неравенства были известны еще в Киевской Руси. Тогда же возникли различные типы зависимого сельского населения. Однако в Киевской Руси еще не существовало крепостной зависимости. Ни закупы, которые получали от землевладельца ссуду и затем отрабатывали ее, ни рядовичи, заключившие договор о выполнении тех или иных работ, ни общинники-смерды, которые вынуждены были добровольно брать на себя хозяйственные обязанности перед князем, боярином, дружинником, - ни одна из категорий зависимого населения не была крепостной, т. е. юридически прикрепленной к земле или к личности землевладельца. В личной зависимости от господина находились лишь холопы (обращенные в рабство пленные, должники, дети холопов, люди, отдавшие свою свободу за деньги или прокорм). Холопы обычно были слугами (занимались домашним хозяйством), существовали и ратные холопы (личная охрана состоятельного господина).

  

Стремление вотчинников прикрепить крестьян к земле, чтобы обеспечить себя даровыми рабочими руками, возникло в удельный период русской истории. Однако в условиях раздробленности, когда земледелец, недовольный своим хозяином, легко мог перебраться во владения другого вотчинника и получить там надел и сельскохозяйственный инвентарь, а иногда и ссуду на обзаведение хозяйством, невозможно было обеспечить реальное прикрепление крестьян к земле или феодалу.
  

Попытки ограничить крестьянские переходы стали реальностью лишь в XV в. Этот период можно охарактеризовать как переломный в положении крестьянства. Развитие феодального, прежде всего поместного, землевладения и отработочной ренты, централизация государственного управления и постоянные войны усиливали уровень эксплуатации крестьян, который до этого был невысоким.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 4151

Государство и церковь в XVII веке. РасколВзаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный (священный) характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Важное значение в этом имело такое явление в жизни общества, как юродство. Юродивые, поддерживаемые церковью и простыми мирянами, обладали неограниченной возможностью обличать власть.
  

Церковь и монастыри располагали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были очагами культуры. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тысяч ратников. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов. В годы Смуты патриаршество, несмотря на некоторые колебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведскими войсками, что подтверждается трагической смертью патриарха Гермогена, гибелью монахов при защите монастырей, материальной поддержкой ополчения.
  

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 9722

После преодоления Смуты социальное напряжение в обществе не только не исчезло, но усилилось. Росли привилегии имущих, во всем проявлялось засилье бюрократии стремительно развивалось холопство и крепостное право. По-прежнему было много причин для недовольства, не прекращались выступления обездоленных и обманутых.
  

Особенно обострилось положение при сыне царя Михаила - Алексее. С самого начала его царствования начались волнения посадского люда. В городах уже давно росло недовольство воеводами и приказными. Особое возмущение народа вызвало введение новой соляной пошлины; цена на соль сразу подскочила вчетверо. Летом 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. Москвичи поднялись на начальников двух приказов Л. Плещеева и П. Т. Траханио-това, их покровителей при дворе - царского воспитателя боярина Б.И. Морозова и царского тестя И.Д. Милославского. Была подана челобитная царю; разъяренная толпа кинулась на царскую свиту. Она требовала выдать ей ненавистных приказных и самого Морозова. Морозова царь едва уберег от гибели, отослав его в дальний монастырь. С Плещеевым и Траханиотовым мятежная толпа расправилась, устроив самосуд. Соляной налог пришлось отменить, усилив сбор прямых налогов.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 6567

Нарушив “старину”, грубо поправ казавшиеся безусловными обычаи, растеряв во время опричнины результаты, достигнутые в ходе реформ 1550-х гг., власть обрекла себя на нестабильность.

  

Дестабилизации обстановки в России способствовали и случайные обстоятельства. Ивану IV наследовал его сын Федор, человек набожный, но малоспособный к решению государственных дел. От его имени правил Борис Годунов. Федор умер бездетным, а царевич Дмитрий (последний сын Ивана IV) погиб при загадочных обстоятельствах еще раньше. Династия потомков Калиты прервалась, а вопрос престолонаследования стал формальной причиной бурных событий этого периода, получившего в исторической науке название “Смутное время”.
  

Кризис возник в 1598 г., когда встал вопрос о новом царе. В этой ситуации необходимо было согласовать интересы различных социальных групп. Политическая борьба и интриги претендентов на русский престол выдвинули в первые ряды Бориса Годунова. Впервые в истории он был избран на царство Земским собором. Борис Годунов был выдающимся государственным деятелем, чутко реагировал на многие новые веяния эпохи, но его политические воззрения носили отпечаток опричных времен.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 3704