Для Киевской Руси был характерен высокий, по средневековым меркам, уровень развития культуры.Славянская письменность, алфавит, созданные Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. распространяются на Руси. Так, договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. В начале XI в. грамотность проникает в среду феодалов. Особенно яркой в этом отношении была личность Ярослава Мудрого. Он создал княжеские мастерские по переписке книг, собрал большую библиотеку в Софийском соборе Киева. Об уровне образования жителей Киевской Руси свидетельствуют новгородские берестяные грамоты. К XI в. относятся первые дошедшие до нас древнерусские книги - "Изборники”, сделанные для сына Ярослава Мудрого. Зарождается древнерусская литература. Возникает летописание - древнейший летописный свод "Повесть временных лет” создан около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Он был не только летописцем, но и талантливым писателем - "Жития Феодосия”, основателя Киево-Печерской обители, а также "Чтения о житии и о погублении Святых Бориса и Глеба”. Патриотические чувства проявились в деятельности Илариона, первого киевского митрополита из славян. В своем "Слове о законе и благодати” он восхваляет не только князя Владимира, но и красоту русской земли. Выдающимся памятникам древнерусского литературного творчества является "Слово о полку Игореве”. Это произведение посвящено походу новго-род-северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Основная идея автора этого произведения - необходимость единения русских земель, преодоления междоусобиц. Новая тема возникла в русской письменности в связи с Батыевым нашествием. Первый отклик на это бедствие -"Слово о погибели Русской земли”. Свидетелем нашествия был неизвестный автор "Повести о разорении Рязани Батыем”. В этих произведениях слышен призыв к сопротивлению неприятелю.

  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 7809

Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

  
Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.
  
Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода - все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все большую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.
  
Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя. 
  • Комментарии: 0
  • Просмотров: 20291