» » Восстановление и развитие промышленности

Восстановление и развитие промышленностиНапряженный труд народа, талант организаторов производства, ученых и конструкторов обеспечивали выполнение и перевыполнение плановых заданий пя­тилетки как раз в тех областях экономики, где западные скептики ожидали этого меньше всего. Конверсия промышленности (перена­ладка ее на выпуск мирной продукции), сопровождавшаяся сокраще­нием объемов производства на 17%, завершена в 1946 г. Еще около года понадобилось, чтобы вывести экономику на довоенные уровни выпуска промышленной продукции. С октября 1947 г. страна уже нара­щивала предвоенный уровень, через 4 года и 3 месяца выполнила плановые задания и к концу пятилетки увеличила выпуск промыш­ленной продукции на 73% по сравнению с 1940 г. За пятилетку пуще­но 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий.

 

В соответствии с планом первоочередное внимание уделялось раз­витию отраслей тяжелой промышленности. Сюда направлялись значи­тельные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Уже н 1946 г. вошли в строй действующих восстановленные Макеевский труболитейный, Днепродзержинский азотно-туковый, Рижский элек­тромашиностроительный, Минский станкостроительный заводы. Вос­станавливались предприятия металлургической промышленности (За-порожсталь и Азовсталь), угольные шахты Донбасса. Одновременно создавались новые угольные районы, расширялась металлургическая база на востоке страны. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, и Сибири, республиках Закавказья и Средней Азии (Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Построены Калужский гурбинный, Коломенский завод тяжелого станкостроения, Рязанский станкостроительный.

 

Большой объем индустриальных работ осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне войны. В западных областях Украины, республиках Прибалтики созданы новые промыш­ленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообра­батывающая и электротехническая. В Западной Белоруссии получили развитие электроэнергетика и торфяная промышленность. В 1946-1950 гг. вступили в строй газопроводы Саратов—Москва, Кохтла-Ярве— Ленинград.


Первоочередное внимание уделялось наращиванию производства электроэнергии. В 1945 г. восстановлена Волховская ГЭС, начаты рабо­ты по восстановлению Дубровской, Свирской и других электростан­ций в Ленинградской области. Быстрыми темпами восстанавливался Днепрогэс, крупнейшая электростанция Европы. Уже в 1947 г. стан­ция дала первый ток, а к концу пятилетки заработала на полную мощ­ность. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростан­ции. Построены Нижнетуринская и Щекинская государственные рай­онные электростанции (ГРЭС). В конце 40-х годов в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества, на­чалось строительство атомной электростанции в г. Обнинске Калуж­ской области. Электровооруженность труда в промышленности к кон­цу четвертой пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.; предприятия оснащались новой технологией, увеличилась механиза­ция трудоемких процессов.

 

В августе 1950 г. опубликованы правительственные решения о на­чале строительства Куйбышевской и Сталинградской ГЭС на Волге. В сентябре объявлено о начале строительства Каховской ГЭС на Днеп­ре, главного туркменского оросительного канала Аму-Дарья — Крас-новодск длиной 1100 км, Южно-Украинского и Северо-Крымского оросительных каналов. Вместе с планом создания полезащитных по­лос грандиозные гидросооружения стали именовать в печати «вели­кими стройками коммунизма».

 

Особое место в послевоенный период отводилось оборонной про­мышленности и в первую очередь — решению атомной проблемы. Импульс этой работе, начатой в 1943 г., придан 20 августа 1945 г. образованием Специального комитета при ГКО по реализации совет­ского аналога американского «уранового проекта». В комитет вошли государственные и партийные деятели: Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, Н. А. Вознесенский, физики И. В. Курчатов и П. Л. Ка­пица; организаторы производства Б. Л. Ванников, А. П. Завенягин, В. А. Махнев, М. Г. Первухин.

 

Для предварительного рассмотрения научных и технических воп­росов, вносимых на обсуждение Спецкомитета, создавался Техничес­кий совет под председательством Б. Л. Ванникова. В него были включе­ны академики А. И. Алиханов (ученый секретарь), А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, И. В. Курчатов, В. Г. Хлопин, член-корреспондент АН СССР И. К. Кикоин, профессор Ю. Б. Харитон и др.

 

Непосредственное руководство научно-исследовательскими, про­ектными, конструкторскими организациями и промышленными пред­приятиями, решавшими атомную проблему, осуществляло Первое главное управление при СНК СССР, подчиненное Спецкомитету. Начальником ЛГУ назначен Б. Л. Ванников, освобожденный в этой связи от обязанностей народного комиссара боеприпасов. Н. А. Возне­сенский обязывался организовать в Госплане СССР управление по обеспечению заданий Спецкомитета. В постановлении ГКО подчерки­валось, что никакие организации, учреждения и лица без особого разрешения ГКО не имеют права вмешиваться в административно-хозяйственную и оперативную деятельность ПГУ, его предприятий и учреждений или требовать справок о работах, выполняемых по его заказам. Постановление предусматривало организацию «закордонной разведывательной работы по получению более полной технической и жономической информации об урановой промышленности и атом-пых бомбах». В апреле 1946 г. в системе ПГУ организовано КБ-11 («почто­вый ящик» Арзамас-16) во главе с П. М. Зерновым и Ю. Б. Харитоном и четкой задачей — изготовить атомную бомбу. Первоначально испы­тание плутониевой бомбы намечалось осуществить не позднее янва­ря, а урановой — не позднее июля 1948 г. Однако в феврале 1948 г. эти сроки пришлось перенести на март—декабрь 1949-го.

 

Параллельно развертывалось ракетостроение, поскольку решаю­щая роль в будущих войнах отводилась ядерным боеприпасам и сред­ствам их доставки к целям. В мае 1946 г. создан Специальный комитет по реактивной технике под председательством Г. М. Маленкова, а 18 октября 1947-го на полигоне Капустин Яр испытана советская ра­кета среднего радиуса действия А-4, в разработке которой участвовал С. П. Королев. В 1950 г. принята на вооружение баллистическая ракета 1М, шли испытания ракет дальнего действия Р-2 с дальностью 600 км и Р-3 с дальностью до 3000 км. 10 июля 1946 г. при Совете Министров СССР создан еще один специальный Комитет радиолокации (возглав­лялся Г. М. Маленковым, затем М. 3. Сабуровым), также развернувший работы по упрочению оборонного щита страны. В сентябре 1952-го Сталин подписывает постановление о создании в СССР атомной под­водной лодки. Все это требовало огромных затрат. В годы Корейской войны только прямые военные расходы СССР поглощали четверть годового бюджета страны. В 1980 г. один из участников решения обо­ронных задач президент Академии наукСССРА. П. Александров зая­вил: «Теперь можно прямо и откровенно сказать, что значительная доля трудностей, пережитых советским народом в первые послевоен­ные годы, была связана с необходимостью мобилизовать огромные людские и материальные ресурсы с тем, чтобы сделать все возможное для успешного завершения в самые сжатые сроки научных исследова­ний и технических проектов для производства ядерного оружия».

 

Решение атомной, ракетной и других оборонных проблем велось в десятках новых закрытых городов с уникальными предприятиями, лабораториями, конструкторскими бюро. Позже эти производствен­ные центры стали известны как Арзамас-16, Снежинск, Маяк, При-озерск, Шиханы, Горный, Камборка, Капустин Яр, Сунгул, целые районы вокруг Красноярска, Томска, Москвы. Летом 1948 г, под Че­лябинском запущен первый ядерный реактор и введен в эксплуата­цию завод по производству плутония. Успешное испытание советской атомной бомбы проведено 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипа­латинском.

 

Приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение средств в ее пользу привели к углублению разрыва в производстве продукции групп «А» и «Б». Планы по развитию легкой и пищевой промышленности не выполнялись. Тем не менее годы первой после­военной пятилетки стали временем начала массового выпуска ряда сложных потребительских товаров — легковых автомобилей «Победа» и «Москвич», мотоциклов, радиоприемников, телевизоров, существен­но преображавших облик городов и быт советских людей.

 

По новым генеральным планам развития обновлялись разрушен­ные войной Ленинград, Киев, Минск, Сталинград, Севастополь. В ноябре 1945 г. принято специальное решение о восстановлении 15 крупных и старейших русских городов: Новгорода, Смоленска, Кур­ска, Орла, Калинина, Великих Лук и др. Восстанавливались постра­давшие исторические памятники и сооружения. В Москве возводились помпезные «сталинские» дома, высотные здания (с 1947), определив­шие новый облик столицы на долгие годы. К концу пятилетки введе­но в строй 100 млн кв. м жилья, однако до решения жилищного воп­роса было еще далеко, большинство населения городов жило в ком­мунальных квартирах.

 

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустри­альное и жилищное строительство привели к росту численности ра­бочего класса. Только за годы четвертой пятилетки ряды рабочих уве­личились на 11 млн человек. Общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве в 1950 г. достигла 27,7 млн человек. Из них в промышленности трудились 15,3 млн, настройках — 2,6 млн, на транс­порте — около 4 млн. Производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах, способствовал успешному выполнению планов четвертой пятилетки. Широкую изве­стность и поддержку в эти годы получили начинания токарей — ле­нинградца Г. С. Борткевича и москвича П. Б. Быкова (скоростное реза­ние металла); слесаря московского часового завода А. Я. Якушина; ткачих из Купавны М. И. Рожневойи Л. Ф. Кононенко (сокращение производ­ственных потерь); помощников мастеров предприятий московской легкой промышленности В. И. Волошина (повышение культуры про­изводства) и А. С. Чутких (движение за звание бригад отличного каче­ства) и другие почины,

 

Свой вклад в развитие народного хозяйства СССР внесли также многие сотни тысяч заключенных (в 1945 г. численность лагерникои составляла 1,5 млн человек, в 1950 — 2,6 млн, в 1953 — 2,5 млн); спецпереселенцы (немцы, карачаевцы, калмыки и др., к концу 40-х годов общей численностью 2,3 млн человек), военнопленные (1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев). Трудом заключенных строились многие военные объекты, рудники, шахты, Байкало-Амурская железнодорожная магистраль, железная дорога Воркута—Салехард—Норильск; прокладывался тоннель под Татарским проливом на остров Сахалин. В Московской области прокладывались кольцевые бетонированные до­роги в радиусе 50 и 100 км от центра столицы общей протяженностью около 2 тыс. км для системы ПВО. В Башкирии и Иркутске возводи­лись крупнейшие нефтехимические комбинаты. Значительной была роль репараций, которых из побежденной Германии СССР получил на сумму 4,3 млрд долларов. В счет репараций из Германии и других побежденных стран СССР вывозилось промышленное оборудование, иключая целые заводские комплексы. Этот источник позволил напо­ловину оснастить оборудованием восстановленные и вновь построен­ные промышленные предприятия.

 

 

Источник:

История России. 1917—2004, стр 391- 395

Учеб. пособие для студентоввузов / А. С. Барсенков, А. И. Вдовин. — М.: Аспект Пресс

 

при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна

скачать dle 10.1русский торрент трекер